Устройство и диагностика системы кондиционирования автомобиля

Автомобильный кондиционер
Обновлено:

Первая система кондиционирования воздуха появилась в автомобиле “Паккард” в 1940 году, и с тех пор ее устройство значительно изменилось, но физические законы, заложенные в ее работе, остались прежними. Со временем устройство системы кондиционирования претерпело значительные изменения, и для ее обслуживания стали необходимы специальные знания.

Знание и понимание физических законов, которые заложены в принципе работы и устройстве автомобильного кондиционера, необходимое условие для проведения диагностики и ремонта в случае возникновения неисправностей системы климат-контроля.

В этой статье будет подробно рассмотренно устройство и причины неисправностей кондиционера автомобиля возникающие во время эксплуатации, а также, методы диагностики автокондиционера с помощью галогенного детектора утечек фреона, ультрафиолетовой лампы и манометров.

Содержание

Устройство системы климат-контроля автомобиля

Система климат-контроля обеспечивает комфортные условия в салоне автомобиля для водителя и пассажиров - свежий наружный воздух поступает через переднюю решетку панели между капотом и лобовым стеклом в салон, и в автомобиле, соответственно, нагретый или охлажденный воздух распределяется через вентиляционные каналы.

Воздух покидает автомобиль через выпускные отверстия, которые большей частью располагаются в задних стойках за панелью отделки или под задним бампером. Выпускные отверстия для воздуха состоят из ряда резиновых клапанов, которые открываются при повышенном давлении в салоне.

Таким образом, воздух из салона выходит наружу и, если давления нет, клапаны закрыты, чтобы препятствовать проникновению воды, грязи и выхлопных газов. Воздухообмен поддерживается электродвигателем отопителя.

Система отопления автомобиля

С момента своего появления система отопления автомобиля изменилась незначительно, работает в связке с системой охлаждения и поставляет тепло двигателя в салон, состоит из следующих элементов:

  • Шланги охлаждающей жидкости.
  • Теплообменник.
  • Электродвигатель вентилятора обдува.
  • Запорный клапан охлаждающей жидкости (зависит от вида системы).

Элементы системы охлаждения находятся в прямой зависимости с системой отопления, поэтому при проведении диагностики системы климат- контроля необходимо помнить, что проблема может заключаться также в элементах системы охлаждения двигателя. Система охлаждения состоит из следующих элементов:

Контур охлаждения

  • Насос системы охлаждения.
  • Термостат.
  • Компенсационный бачок охлаждающей жидкости.
  • Радиатор.
  • Шланги охлаждающей жидкости.
  • Вентилятор системы охлаждения двигателя.
  • Рубашка охлаждения двигателя.

В рубашке охлаждения двигателя тепло передается охлаждающей жидкости. На своем пути через двигатель, часть горячей охлаждающей жидкости течет через шланги радиатора к теплообменнику, тепло от горячей охлаждающей жидкости переносится на пластины теплообменника и на подаваемый воздух.

Всасываемый электродвигателем вентилятора обдува воздух сначала направляется в корпус обогревателя, который в большинстве автомобилей находится под защитной крышкой. Доступны два различных вида электродвигателей вентилятора обдува:

  1. Электродвигатель вентилятора обдува, регулируемый через многоступенчатый резистор.
  2. Плавно регулируемый электродвигатель вентилятора обдува.

Отопитель автомобиля

Внутри корпуса обогревателя располагается система из воздуховодов и заслонок распределения потоков воздуха, и дополнительно здесь встроены электродвигатель вентилятора обдува, пылевой фильтр, теплообменник, у некоторых автомобилей дополнительный отопитель, а у автомобилей с кондиционированием воздуха установлен испаритель.

За счет подвижных воздушных клапанов в корпусе обогревателя воздух, направляемый электродвигателем вентилятора обдува, может быть направлен через пылевой фильтр в различные воздуховоды, а с целью регулировки температуры теплый воздух может быть смешан с холодным.

Пылевой фильтр очищает воздух от мелких частиц, например, от пыли и пыльцы. Он может быть заменен угольным фильтром, который обладает такими же преимуществами, плюс дополнительно располагает эффективным слоем активированного угля, нейтрализующего неприятные запахи и удерживающего озон из воздуха.

В автомобилях с дизельным двигателем, который по причине оптимизированной мощности привода при небольшом расходе топлива выделяет мало остаточного тепла для обогрева, поэтому используется дополнительный отопитель. При низкой наружной температуре он позволяет прогреть салон автомобиля быстрее.

Автомобили с дизельным двигателем для определенных рынков оснащаются электрическим дополнительным отопителем PTC, это нагревательный элемент, собранный из керамических резисторов и установленный в коробку обогревателя. Он подогревает напрямую потоки воздуха в салоне автомобиля. Важными свойствами дополнительного отопителя PTC являются:

  • быстрое тепло непосредственно после пуска,
  • высокий коэффициент полезного действия,
  • легкая, компактная конструкция,
  • невозможность перегрева.

Управление дополнительным отопителем PTC зависит от соответствующего автомобиля.

Системы отопления, управляемые со стороны водной составляющей

При этой системе весь воздух в режиме обогрева проходит через трубки отопителя. Мощность нагрева управляется клапаном, регулирующим количество охлаждающей жидкости. Управление этими клапанами возможно вручную с помощью одножильного троса в оболочке или электрическим способом.

Клапан с электрическим управлением (импульсный клапан) управляется с помощью сигнала PWM. При выборе опции "Отопление выкл." клапан закрывается и прекращает подачу охлаждающей жидкости в трубки отопителя.

Линия подачи от двигателя в этом положении соединяется в клапане с возвратной магистралью в двигатель. При максимальной мощности отопления клапан полностью открыт, и вся охлаждающая жидкость протекает через трубки отопителя.

Системы отопления, управляемые со стороны воздушной составляющей

В этих системах все количество охлаждающей жидкости, требуемое для отопления, постоянно протекает через трубки отопителя. Для управления объем воздуха перед теплообменником разделяется.

В зависимости от положения смесительной заслонки регулировки температуры, часть потока направляется через трубки отопителя, другая часть - вокруг него, затем оба потока снова смешиваются в смесительной камере.

Режим подачи свежего воздуха и рециркуляции

В принципе для системы вентиляции существует две возможности всасывания воздуха: свежий воздух снаружи и рециркулирующий воздух из салона. Для этой цели на корпусе обогревателя имеются два впускных отверстия для воздуха, которые попеременно закрываются воздушным клапаном.

Этот воздушный клапан называется также впускной воздушной смесительной заслонкой. Эксплуатация в режиме рециркуляции позволяет не допускать проникновения неприятных запахов в салон автомобиля и увеличить мощность охлаждения системы кондиционирования.

Если система длительное время работает в режиме рециркуляции, влажность воздуха в салоне увеличивается из-за дыхания пассажиров и, по этой причине, возможно запотевание стекол. Необходимо выключить рециркуляцию и включить кондиционер.

Холодный воздух хуже впитывает влагу, чем теплый. Если кондиционер включен, воздух охлаждается и осушается, сопутствующая пыль остается на влажных ребрах испарителя и частично смывается, если образуется достаточное количество конденсата.

После того, как осушенный и холодный воздух нагревается в трубках отопителя, он снова может впитывать влагу, поэтому теплый и сухой воздух может быть особо эффективно использован для очистки запотевших стекол.

Существует несколько разумных правил для регулировки, которые обеспечивают оптимальный микроклимат в салоне, это важная составляющая процесса сохранения хороших условий и безопасности движения.

Если снаружи очень тепло и необходимо охладить салон автомобиля, следует выбрать заслонку распределения потоков воздуха в центральном воздуховоде панели приборов или центральный воздуховод панели приборов/пространство для ног, поскольку холодный воздух опускается вниз. Таким образом можно обеспечить равномерный микроклимат.

При холодной погоде следует выбрать заслонку распределения потоков воздуха для пространства для ног или решетку воздуховода обогрева стекла/пространство для ног, поскольку теплый воздух поднимается вверх. Это обеспечит равномерное распределение и циркуляцию воздуха.

Если влажно и стекла запотели или обледенели, следует выбрать заслонку распределения потоков воздуха решетки воздуховода обогрева стекла. Открытие и закрытие заслонок распределения потоков воздуха производится с помощью одножильных тросов в оболочке, пневматических приводов или серводвигателей с электрическим приводом.

При управлении с помощью одножильных тросов в оболочке, движение регуляторов посредством тросовых приводов передается на заслонки распределения потоков воздуха. Пневматический привод действует, как мембранный механизм вакуумного регулятора, он соединен с помощью шланга с вакуумным накопителем.

Используются два различных привода, если у привода имеется один разъем для подключения вакуумной трубки, заслонка распределения потоков воздуха может только открываться или закрываться. Если привод располагает двумя приводами для подключения вакуумных трубок, дополнительно имеется промежуточное положение.

Оснащенные серводвигателями заслонки распределения потоков воздуха могут быть плавно отрегулированы в пределах своего диапазона перемещения. Используются два двигателя с различными принципами действия: двигатель постоянного тока со встроенным потенциометром и шаговый двигатель. В обоих случаях система оснащена модулем управления, который управляет двигателями и получает ответное сообщение о положении заслонок распределения потоков воздуха.

Основы физики

Для понимания принципа работы системы кондиционирования воздуха, необходимо знать действия физических законов, которые заложены в основе ее работы. При охлаждении газ конденсируется в жидкость. Жидкость при охлаждении становится твердым материалом. Этот принцип применим к большинству материалов под воздействием температуры.

  • При переходе из жидкого в газообразное состояние поглощается тепло.
  • При переходе из газообразного в жидкое состояние тепло выделяется.

При изменении давления, температура перехода жидкости в газ изменяется. Процесс испарения используется в системах охлаждения, поэтому применяется вещество, которое имеет низкую температуру кипения (хладагент/фреон).

Температура и давление

Из кривой водяного пара следует: при постоянном давлении и уменьшении температуры газ конденсируется в жидкость. График пара для хладагента, где точка кипения хладагента при атмосферном давлении:

  • R134a = -26°C
  • R1234yf = -29°C

Легко закипающим хладагентом для автомобилей является так называемый насыщенный пар. Кривая пара у R1234yf очень похожа на кривую пара у R134a. Достигается приблизительно аналогичная мощность охлаждения, как и у R134a.

На диаграмме представлена кривая испарения фреона R134a и R1234yf. Из диаграммы видно, что R134a становится жидким при 0°C и давлении примерно 5 бар, а при 40°C и 5 бар переходит в газообразное состояние, эта диаграмма давления пара поясняет принцип действия системы кондиционирования.

Необходимо помнить, что при сжатии фреона компрессором системы кондиционирования температура его увеличивается и сжатый горячий газообразный хладагент охлаждается в радиаторе охлаждения (конденсаторе), конденсируется и переходит в жидкое состояние.

В испарителе жидкий сжатый хладагент расширяется за счет ослабления давления, что ведет к его испарению с сильным поглощением тепла из окружающей среды с переходом его в газообразное состояние. Затем процесс повторяется.

Устройство системы кондиционирования автомобиля

Количество испаряемого фреона в системе кондиционирования регулируется разными методами: через дроссель или расширительный клапан, также существуют двойные системы кондиционирования с двумя испарителями, которые имеют дроссель и термостатический клапан, или же оснащены двумя термостатическими расширительными клапанами.

Системы кондиционирования

Контур хладагента с дросселем

Контур системы кондиционирования имеет стороны высокого и низкого давления, где дроссель и компрессор служат их границей. Дроссель может быть с постоянным или переменным сечением и является форсункой, которая служит для впрыска хладагента в испаритель.

На стороне низкого давления находятся испаритель и ресивер/осушитель. На стороне высокого давления расположены:

  1. Компрессор.
  2. Конденсатор.
  3. Дроссель.

При включенной системе кондиционирования компрессор всасывает холодный газообразный хладагент, сжимает его и подает в конденсатор. При сжатии газ нагревается до температуры 70°C - 110°C. В конденсаторе газ охлаждается потоком встречного воздуха и вентилятором, конденсируется и превращается в жидкость.

Перед впуском в испаритель находится дроссель, и при его прохождении теплый под высоким давлением хладагент резко теряет давление и переходит в газообразное состояние, при котором закипает.

Испаритель служит теплообменником, в котором испаренный хладагент забирает тепло, необходимое для испарения из окружающей среды, то есть из воздуха, проходящего через ребра испарителя. Перешедший полностью в газообразное состояние хладагент выходит из испарителя в ресивер/осушитель, после всасывается компрессором, и цикл повторяется.

Ресивер/осушитель установлен в теплом месте моторного отсека с целью до испарения хладагента и поглощением из него влаги осушителем.

Виды кондиционирования

Контур хладагента с расширительным клапаном

Контур системы кондиционирования имеет стороны высокого и низкого давления, где расширительный клапан и компрессор служат их границей. Поддержание необходимой температуры в испарителе происходит за счет регулировки подачи необходимого количества хладагента расширительным клапаном.

На стороне низкого давления находится испаритель, а на стороне высокого давления:

  1. Компрессор.
  2. Конденсатор.
  3. Осушитель/аккумулятор.
  4. Терморегулирующий вентиль (ТРВ).

При включенной системе кондиционирования, компрессор всасывает холодный газообразный хладагент, сжимает его и подает в конденсатор. При сжатии газ нагревается до температуры 70°C - 110°C. В конденсаторе газ охлаждается потоком встречного воздуха и вентилятором, конденсируется и превращается в жидкость.

Жидкий, теплый хладагент поступает в осушитель/аккумулятор, назначение которого - временно аккумулировать жидкий хладагент, отделять пузырьки пара и удалять загрязнения и влагу. Поток хладагента в испаритель регулируется расширительным клапаном в зависимости от температуры испарителя.

В испарителе хладагент резко теряет давление и переходит в газообразное состояние, при котором закипает, поглощая необходимое для этого процесса тепло из окружающей среды, то есть из воздуха, проходящего через ребра испарителя. Перешедший полностью в газообразное состояние хладагент выходит из испарителя и всасывается компрессором.

Двойной кондиционер

Двойные кондиционеры поддерживают действие стандартных кондиционеров в автомобилях с особо большим пассажирским салоном, при этом, сзади находят применение исключительно системы, которые засасывают воздух в салоне автомобиля (установки для кондиционирования воздуха с рециркуляцией).

Двойной кондиционер

1. Компрессор. 2. Конденсатор. 3. Дроссель. 4. Задний расширительный клапан. 5. Задний испаритель. 6. Передний испаритель. 7. Всасывающий накопитель. 8. Передний расширительный клапан. 9. Всасывающий накопитель.

У двойных кондиционеров, которые оборудованы дросселем и расширительным клапаном, хладагент направляется по подводящему трубопроводу к заднему кондиционеру через тройник в трубопроводе высокого давления между конденсатором и дросселем.

Расширительный клапан регулирует подачу хладагента к заднему испарителю. Газообразный хладагент выходит из заднего испарителя и затем направляется в передний контур хладагента через тройник в трубопроводе низкого давления между выходом переднего испарителя и всасывающим накопителем.

У двойных систем кондиционирования воздуха, оснащенных термостатическими расширительными клапанами, Т-образный соединитель расположен в магистрали высокого давления между осушителем/аккумулятором и передним термостатическим расширительным клапаном, и хладагент оттуда направляется к заднему термостатическому расширительному клапану.

Газообразный хладагент выходит из заднего испарителя, входит в верхнее отверстие заднего расширительного клапана и направляется в передний контур хладагента через другой тройник, расположенный между трубопроводом низкого давления переднего расширительного клапана и компрессором.

Масло для системы кондиционирования

Для смазки всех подвижных частей системы кондиционирования требуется специальное масло, не содержащее загрязнений и влаги, оно должно быть совместимо непосредственно с хладагентом, поскольку частично смешивается с ним и перемещается вместе с хладагентом по контуру системы кондиционирования автомобиля.

График распределения

В соответствии с применяемым хладагентом и параметрами агрегатов системы кондиционирования воздуха, используются различные синтетические масла. Масла не должны смешиваться между собой. Заправочный объем специального масла варьируется в зависимости от конструктивного исполнения агрегата для различного типа автомобилей.

Диагностика системы кондиционирования автомобиля

Для проверки системы кондиционирования требуется измерить температуру выпускной магистрали испарителя, и перед этим необходимо выполнить следующие действия:

  • Открыть все окна.
  • Установить переключатель управления распределением воздуха в положение "антиобледенение/панель приборов" и открыть все вентиляционные сопла.
  • Рециркуляцию НЕ включать.
  • Включить вентилятор обдува на минимальную скорость.
  • Задать самую низкую температуру.

Не проводить измерение температуры бесконтактным термометром, из-за поверхностного отражения результаты измерений могут оказаться неправильными.

  • Подсоединить температурный зонд электронного термометра к выпускной магистрали испарителя, установив датчик температуры плотнее к испарителю.
  • Дать двигателю поработать на холостых оборотах.
  • Включить климатическую установку.
  • Через три минуты измерить поверхностную температуру выпускной магистрали испарителя.

Измеренная температура должна составлять 4°C или ниже, если температура выше, кондиционер может быть недостаточно заправлен.

Второй, более быстрый и доступный способ проверить эффективность системы кондиционирования - проверить температуру воздуха на выходе из центральных воздуховодов панели приборов электронным термометром. Для этого надо:

Проверка эффективности

  • Закрыть все окна.
  • Включить внутреннюю рециркуляцию.
  • Направить весь воздух в через центральные воздуховоды.
  • Установить электронный термометр в центральный воздуховод.
  • Установить самую минимальную температуру.
  • При ступенчатой регулировке оборотов вентилятора отопителя установить 3-ю скорость.
  • Стабилизировать обороты двигателя на 2500-3000 об/мин.
  • Подождать падение температуры на термометре до минимального значения, которое не должно превышать 7°C.

Проверка давления в системе кондиционирования автомобиля

Для сервисных работ в зоне низкого и высокого давления имеются сервисные порты, с использованием этих портов могут выполняться следующие работы:

  1. разгрузка хладагента,
  2. вакуумирование,
  3. проверка давления/вакуума,
  4. заправка.

Для проверки рабочего давления в системе кондиционирования автомобиля подключается манометр, во избежание путаницы, порты стороны высокого и низкого давления имеют различный диаметр - увеличенный наружный диаметр на трубопроводе высокого давления и меньший диаметр на трубопроводе низкого давления.

Проверка давления производится при включенном кондиционере и по результатам проверки стороны высокого давления и стороны низкого давления, определяется, работает ли кондиционер безупречно в системах без регулируемого компрессора.

Степень охлаждения и степень перегрева

Определение степени охлаждения и степени перегрева предоставляет дополнительную возможность оценить производительность кондиционера.

Степень охлаждения - это разница температуры конденсации (считывается на манометре) и измеренной температуры хладагента на выходе конденсатора, при этом должен подсоединяться датчик температуры в трубопроводе хладагента – конденсаторе. Датчик температуры должен располагаться за конденсатором.

Степень охлаждения между 2°C и 10°C считается хорошей, если например, в порту высокого давления измерено давление 19 бар (=67°C), и на выходе конденсатора измерена температура 60°C, то степень охлаждения составляет 67°C - 60°C = 7°C.

Если степень охлаждения слишком низкая ( например: 68°C - 66°C = 2°C), то это означает, что в кондиционере слишком мало хладагента.

Если степень охлаждения слишком высокая ( например: 68°C - 56 °C = 12°C), то это означает, что в кондиционере слишком много хладагента.

Степень перегрева - это разница температуры испарения (считывается на манометре) и температуры хладагента на выходе испарителя. При этом должен подсоединяться датчик температуры в трубопроводе хладагента испарителя. Установить датчик температуры надо как можно плотнее к испарителю.

Степень перегрева между 2°C и 10C° считается хорошей. Если, например, в порту низкого давления измерено давление 2 бар (=1°C), и на выходе испарителя измерена температура 5°C, то степень перегрева составляет 5°C - 1°C = 4°C.

Если степень перегрева слишком высокая ( например: 14°C - 0°C = 14°C), то это означает, что хладагент нагревается слишком быстро, так как в испарителе слишком мало хладагента.

Если степень перегрева слишком низкая ( например: 1°C - 0°C = 1°C), то это означает, что времени для нагрева хладагента недостаточно, так как в испарителе слишком много хладагента.

Слишком высокое или слишком низкое измеренное значение указывает на слишком высокое или слишком низкое содержание хладагента с соответствующим ограниченным функционированием. Пониженная степень охлаждения и/или высокая степень перегрева, а также высокая температура выдуваемого воздуха - признаки недостатка хладагента.

Пониженная степень перегрева и/или высокая степень охлаждения - признаки высокого содержания хладагента.

Нормальная степень перегрева и высокая степень охлаждения - это признак закупоренного осушителя/аккумулятора.

На кондиционерах с расширительным клапаном закупоренный осушитель/аккумулятор представляет собой сопротивление потоку хладагента, возникающее вследствие этого падение давления в осушителе/аккумуляторе ведет к предварительному уменьшению давления хладагента.

Закупоренный осушитель/аккумулятор можно легко определить - достаточно проверить, отличаются ли температуры перед и после осушителя/аккумулятора.

Цикл компрессора кондиционера

Для кондиционеров с системой постоянного дросселя и компрессором с не регулируемой производительностью (например, тип FS10), время включения и выключения (время цикла) компрессора устанавливается, увязывается со значениями проверки давления и сравнивается с литературой для станций технического обслуживания.

Таким образом, к примеру, постоянно включенный компрессор при одновременно высоких значениях для высокого и низкого давления указывает на низкую холодопроизводительность конденсатора или перегрев двигателя. Быстрый цикл включений и выключений при нормальных или пониженных значениях на стороне высокого давления указывает на закупорку испарителя, дросселя или трубопровода хладагента.

Поиск утечки фреона в кондиционере

При негерметичности системы кондиционера могут использоваться следующие течеискатели фреона:

  1. Ультрафиолетовая лампа.
  2. Галогенный детектор течи.

Ультрафиолетовая лампа

С помощью ультрафиолетовой лампы можно проверить компоненты кондиционера, возможно имеющие негерметичность. Излучаемый УФ-лампой свет отражается от флуоресцирующего вещества для поиска утечек, с которым используется хладагент. В ультрафиолетовых лучах негерметичные места видны в светло-желтом/зеленом цвете, и таким образом выявляется течь.

Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществом является обнаружение самых незначительных утечек фреона. К недостаткам можно отнести большое количество времени, необходимое для проверки, и недоступность некоторых мест системы кондиционирования для визуального контакта.

Для применения этого метода необходима абсолютная чистота проверяемых магистралей и компонентов системы кондиционирования, кроме того, флуоресцентная добавка должна присутствовать в хладагенте, что не всегда выполняется на заводе-изготовителе при первой заправке масла в систему кондиционирования автомобиля.

После перезаправки системы кондиционирования с добавлением флуоресцентной добавки, необходимо некоторое время для работы кондиционера, что может составлять несколько дней для появления следов утечки фреона в автомобиле.

Галогенный детектор течи

С помощью галогенного детектора течи могут определяться негерметичные места, из которых вытекает хладагент. Детектор обнаруживает концентрацию хладагента в окружающем воздухе и классифицирует ее по специфическим характеристикам.

Сигнализация осуществляется как оптически, с помощью светодиодной индикации, так и звуковым сигналом тревоги. Гибкие штативы для микрофонов позволяют получать сообщения из труднодоступных мест, все это гарантирует быстрое и эффективное определение места течи хладагента.

Возможно ложное срабатывание сигнализатора утечек из-за наличия посторонних газов и испарений внутри моторного отсека, поэтому при подозрении на ложное срабатывание необходимо провести проверку несколько раз с разными временными промежутками.

Подавляющее количество утечек фреона фиксируется в конденсаторе из-за попадания в него камней при движении с большой скоростью по загородным трассам. Если хотите избавить себя от этой неприятности, - устанавливайте защитную, декоративную сетку перед радиатором (конденсатором) кондиционера.

Диагностика системы кондиционирования автомобиля с помощью манометров

Проверка давления

При нормальной работе системы кондиционирования воздуха величина рабочего давления на низкой стороне контура охлаждения составляет 1,5-2,5 бар, а величина давления на высокой стороне должна иметь значения в диапазоне 8-22,5 бар. Краны подачи фреона должны быть закрыты перед началом проверки.

Недостаточная заправка хладагента

Недостаточно фреона

При слабом охлаждении, перед перезаправкой фреона, необходимо проверить систему кондиционирования на утечки с помощью галогенного детектора течи, если проверка утечек газа не выявила, надо перезаправить систему необходимым количеством хладагента с добавлением флуоресцирующего вещества для дальнейшей проверки ультрафиолетовой лампой после непродолжительной эксплуатации системы кондиционирования (5-6 час). Потеря до 10% хладагента в год считается нормальной.

При перезаправке системы, к количеству масла, эвакуированному во время разгрузки, добавляется 10 грамм масла дополнительно к маслу возвращаемому в систему.

Влага в контуре кондиционера

Влага в кондиционере

При периодическом колебании давления от нормального до недостаточного, необходимо заменить осушитель и вакуумировать систему перед заправкой не менее 40 минут. При добавлении масла ориентироваться на таблицу распределения масла в контуре кондиционирования по элементам системы +10 грамм.

Воздух в контуре кондиционера

Воздух в системе

При слабом охлаждении, теплой магистрали низкого давления и величине высокого давления на 1 бар выше давления насыщения, соответствующего температуре на выходе из конденсатора, причиной является воздух в контуре кондиционера. Необходимо разгрузить систему и проверить на потерю вакуума продолжительным вакуумированием.

Засорение осушителя

Осушитель кондиционера

При слабом охлаждении, низкой величине высокого и низкого давления, а также разнице температур на входе и выходе аккумулятора/осушителя более 5C° , необходимо заменить аккумулятор/осушитель. При засоренном аккумуляторе/осушителе труба на его выходе может обмерзать.

Терморегулирующий вентиль в закрытом положении

Закрытый вентиль

При покрытом конденсатом или инеем терморегулирующем вентиле возможным дефектом является неисправность терморегулирующего вентиля из-за заклинивания в закрытом положении, забит фильтр или неисправен термобаллон клапана.

Если выход терморегулирующего вентиля холодный, необходимо установить регулировку температуры на минимальное значение и охладить головку или капиллярную трубку вентиля распылением эфира, проконтролировать изменение показаний манометра низкого давления, который должен зафиксировать вакуум.

Эту проверку невозможно провести на автомобилях, на которых нет доступа к терморегулирующему вентилю.

Если манометр зафиксировал вакуум, необходимо нагреть мембранную камеру вентиля рукой, потом провести проверку повторно. Если проверка термоклапана показала его нормальную работу, необходимо очистить места прилегания термобаллона и магистрали на выходе из радиатора испарителя.

Если выход термоклапана покрыт конденсатом или в инее, необходимо разгрузить фреон из системы кондиционирования, отсоединить магистраль от входа термоклапана, извлечь, очистить фильтр, установить его место и подсоединить магистраль к термоклапану. Продолжить диагностику, и если проверка показала неисправность клапана, необходимо заменить ТРВ и продолжить проверку.

Терморегулирующий вентиль в открытом положении

Открытый вентиль

Если при слабом охлаждении радиатор испарителя покрыт конденсатом или в инее, необходимо убедиться, что термоклапан не заедает в открытом положении и проверить установку термобаллона. При минимальной температуре регулировки работы системы охладить головку термоклапана или капиллярную трубку, контролируя величину показаний манометра низкого давления, который должен зафиксировать вакуум.

Если манометр зафиксировал вакуум, нагреть мембранную камеру термоклапана и повторить проверку. Если проверка прошла успешно, необходимо очистить место прилегания термобаллона и магистрали на выходе из радиатора испарителя. Если диагностика показала неисправность термоклапана, его необходимо заменить.

Неисправность конденсатора или избыток хладагента

Неисправность конденсатора

При слабом охлаждении, магистрали высокого давления горячие из-за недостаточного потока воздуха через конденсатор, который засорился или присутствует неисправность вентилятора охлаждения. Если линия подачи фреона в компрессор обмерзает, то возможен избыток хладагента в системе кондиционирования.

Существует вероятность закупорки внутренних каналов конденсатора, при которой необходима замена конденсатора.

Неисправность компрессора кондиционера

Неисправности компрессора

Признаками неисправности компрессора кондиционера могут служить симптомы, когда при высоких показаниях низкого давления и низких показаниях высокого давления, вероятности обмерзания магистралей контура низкого давления, присутствует посторонний шум при работе компрессора. Вероятна неисправность внутреннего клапана компрессора, необходимо отремонтировать или заменить компрессор кондиционера.

Если при работе компрессора кондиционера нет постороннего шума, необходимо проверить натяжение и состояние приводного ремня компрессора.

ВАЖНО: если компрессор не включается, а давление в системе на низкой и высокой стороне значительно выше ожидаемого (нормальное давление при выключенной системе кондиционирования в зависимости от температуры 6-8 бар) и может превышать 20 бар, то причиной является загрязненный примесями хладагент, который необходимо удалить и очистить систему кондиционирования автомобиля. При подозрении на загрязнение хладагента, нельзя разгружать его с помощью сервисной станции, чтобы не испортить весь фреон, находящийся в ней.

Заключение

Выполнение всех рекомендаций послужит залогом успеха при проведении работ по обслуживанию и диагностике системы кондиционирования автомобиля, в котором будет всегда комфортно водителю и пассажирам в любую погоду.

Необходимо всегда помнить, что безопасность движения зависит от внимания и реакции водителя в сложной дорожной ситуации, которые напрямую зависят от микроклимата в салоне автомобиля.

Не доверяйте обслуживание и ремонт своего автомобиля случайным людям и контролируйте проведение работ - у Вас теперь есть все необходимые для этого знания. Ни гвоздя Вам, ни жезла на дороге!

С уважением, Олег!

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

6 комментариев

  • Аватар комментатора GeleSlav GeleSlav
    Информативно, здОрово всё расписано!
    Ответить
    1. Аватар комментатора Олег Лесовой Олег Лесовой

      Спасибо Вячеслав за оценку.

      Ответить
  • Аватар комментатора Юрий Юрий
    Действительно, проведение ремонтных работ своего автомобиля, необходимо контролировать лично. Ища в интернете ответы по обслуживанию и диагностике системы кондиционирования автомобиля, пользователям сети нет смысла искать информацию в другом месте, в этой статье есть всё, что нужно знать.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Олег Лесовой Олег Лесовой

      Юрий, это часть статьи с моего старого сайта на тему устройства и диагностики легковых автомобилей. По другим системам то же будет. Рубрику только начал. Спасибо за поисковые запросы.

      Ответить
  • Аватар комментатора Георгий Георгий
    Какая шикарная обзорная статья получилась, молодец Олег! Я старый автомобилист, но так четко расписать бы не смог. Здоровья и удачи Олег!
    Ответить
    1. Аватар комментатора Олег Лесовой Олег Лесовой

      Георгий, это лишь малая часть информации по теме статьи, можно сказать - вступление. Если Вам интересна профессиональная информация - могу продолжить. (я серьезно)

      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение